Игорь Антропенко: «Губернатор Бурков стал заложником ситуации с «мусорной» реформой». Интервью директора по развитию АО «Основа Холдинг» РИА «Омск-Информ»

Заместитель председателя комитета по экономической политике Законодательного Собрания Омской области считает, что своими непродуманными действиями Минстрой «подложил свинью» под рейтинги главы региона.

– Игорь Александрович, одной из главных проблем региона признан отток населения. Но в последнее время в СМИ заговорили еще и о бегстве предпринимателей из Омской области. В частности, говорят, что Темури Латария может перевести свой «Руском» (бренд «Сибирские колбасы») в Тюмень, владелец сети «Низкоцен» Виктор Шкуренко думает о Кузбассе, а глава «Стройсервиса» Яков Вагнер предпочитает искать контракты в Алтайском крае. Вы, как зампред комитета Законодательного собрания по экономической политике и инвестициям, председатель омского отделения «Деловой России», насколько серьезным считаете масштаб бедствия?

– Статистика вещь упрямая, проблема отрицательной миграции действительно существует. И уезжает в основном экономически активное население. Конечно, в их рядах есть предприниматели. Их отъезд связан, в том числе, с общим снижением покупательской способности и спроса на продукцию. Что касается среднего и крупного бизнеса, то ситуация, когда омские предприниматели работали в других регионах, была и раньше. Вспомним, допустим, огромное предприятие «Мостовик». Оно работало во многих регионах и вообще за пределами России. Я сам, как один из директоров группы компаний «Основа Холдинг», не скрываю, что веду экономическую деятельность не только в Омской области, но и в других субъектах Федерации. Бизнесмены присматривают места для экономической экспансии, это нормально. Так что драматизировать ситуацию и говорить о массовом бегстве предпринимателей я бы не стал.

– А как быть с налогами, ведь омские «экспансионисты» начнут платить их в другом месте?

– Как правило, у каждого бизнесмена есть несколько юридических лиц. Конечно, большее внимание уделяется регионам развития, в которых приходится открывать новое производство. Но о полном прекращении деловой активности на старых площадках обычно речь не идет. Значит, и налоговые отчисления не снижаются.

– Есть мнение, что на деловой активности в Омской области отрицательно сказывается прессинг со стороны различных контролирующих органов.

– Я с этим не согласен. Внимание контрольных органов в бизнесе повсеместно, и в других регионах оно ничуть не меньше. Другое дело, что существует определенная проблема выполнения бизнесменами требований законодательства. Возьмем, например, налоговое администрирование. Никаких новых инструментов в последнее время не вводилось, просто был усилен контроль. Но эти правила действуют на всей территории Российской Федерации. Говорить о каком-то особом отношении силовых структур к омскому бизнесу, на мой взгляд, не совсем правильно.

– Предприниматели не раз высказывали претензии по поводу излишне затянутых в нашем регионе бюрократических процедур, связанных с регистраций предприятий, получением разрешения на строительство и тому подобными вещами. Власти не раз обещали навести порядок. Сдвинулось ли с дело с мертвой точки?

– О серьезных сдвигах говорить рано, но ряд важных шагов навстречу бизнесу действительно сделан. В частности, была принята норма о льготном выкупе земли. Долго о ней говорили, доказывая ее необходимость, и в конце концов с конца прошлого года она стала работать. Упрощена процедура строительства линейных объектов. В прошлом году приняли фактически нулевую ставку налогообложения в отношении движимого имущества предпринимателей. Конечно, нам есть куда расти и чему поучиться у других регионов. Здесь очень важно, чтобы новая управленческая команда губернатора Александра Буркова позитивные практики воспринимала и адаптировала их применительно к Омской области.

– Есть примеры прихода в наш регион серьезных инвесторов? Можно ли к таковым отнести ООО «Магнит» – нового регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами?

– Ситуация с региональным оператором привлекает сегодня всеобщее внимание, звучат ее неоднозначные оценки и критика. Однако если говорить только об отношении власти к бизнесу, то да, это положительный пример эффективного взаимодействия. Исполнительная власть создает для ООО «Магнит» максимально комфортные условия. Стоило «Магниту» заявить о желании построить сортировочный комплекс, тут же было принято решение о реализации крупного инвестиционного проекта в регионе. Такая стремительность снятия барьеров для ведения бизнеса позитивна, но хотелось бы ее распространить на более широкий круг проектов.

– Чем вызвана такая выборочная стремительность?

– Думаю, что изначально было желание поскорее приступить к решению экологической проблемы. Но у меня, как депутата, есть вопросы к подходам. На мой взгляд, министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса, выступавшее модератором конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, должно было проявить заинтересованность в привлечении максимального количества участников. В идеале хотелось бы видеть среди конкурсантов крупные компании федерального уровня, такие как «Лидер», «Еврохим» или группа ВИС. У нас же отбор несколько раз срывался, что создавало нервозность, а в итоге организатор конкурса повысил залоговую планку с 200 до 250 млн рублей. Она и так была выше, чем, допустим, в более богатом Новосибирске.

Согласно ошибочной управленческой логике, высокая планка должна была отсеять несостоятельные компании. Фактически же заградительный барьер способствовал тому, что в конкурсе смогли принять участие только компании, сумевшие на короткий срок привлечь столь большие денежные средства. В результате получили единственную заявку от ООО «Магнит», которое воспользовалось партнерской помощью ЗАО «Экос», зарегистрированного в настоящее время в Екатеринбурге. Впоследствии уже «Магнит» проводил конкурс по отбору перевозчика, и там единственным участником и победителем стал «Экос». Конкурсную документацию, кстати, тоже утвердил региональный Минстрой (с июля 2018 года министерством руководит Антон Заев, выходец из Алтайского края – РИА «Омск-информ»). Считаю, что своими непродуманными действиями профильное министерство «подложило свинью» главе региона.

– Депутатами регионального парламента ситуация с «мусорной» реформой рассматривалась?

– Да. Но если министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов нашел в себе силы выступить перед депутатами и ответить на их настойчивые вопросы, что подкупает, то парламентского часа для министра строительства и ЖКК до сих пор не было, к сожалению. Между тем его роль в формировании системы обращения с отходами намного важнее. Когда проводился конкурс по отбору оператора по обращению с ТКО, существенным условием являлась максимальная стоимость услуг за 10 лет. И такая цифра зафиксирована – 32 млрд рублей с учетом транспортной составляющей.

При организации конкурса на перевозку, который проводил «Магнит» по утвержденным Минстроем параметрам, нужно было очень бдительно подходить к цене услуг. Стоимость услуг по транспортировке, закрепленная по результатам конкурса, – 5,7 млрд рублей за первый год реформы – существенно выше параметров, которые были заложены в приведенную максимальную стоимость услуг регоператора. Повторюсь, неэффективность работы министерства ЖКХ (Минстроя) при проведении процедуры конкурсного отбора привела к принятию экономического решения, которое тяжелым бременем ляжет на население и, на мой взгляд, бумерангом отразится на рейтинге исполнительной власти. Заложником ситуации становится губернатор Александр Бурков, к которому население относится с большой симпатией.

– За бурным обсуждением тарифов на вывоз мусора как-то забывается сам смысл коммунальной реформы, который заключается в общем улучшении экологической ситуации. На золоотвалах городских ТЭЦ скопилось уже порядка 80 млн тонн шлака, что несет потенциальную угрозу здоровью десяткам тысяч омичей. Вы не раз поднимали эту проблему, удается ли привлечь внимание исполнительной власти?

– Нацпроект «Экология» в целом уже сформирован, и в нем места для золы не нашлось, к сожалению. Исполнительная власть проблему признает, но проектам по вовлечению золошлаковых отходов в хозяйственный оборот препятствует существующая нормативная база. Законодательные барьеры нужно снять на федеральном уровне, что развяжет руки регионам. Об этом я говорил, выступая перед членами Экспертного совета комитета Госдумы РФ по энергетике. Убежден, что в России, точно так же, как в соседнем Китае, так же, как в Европе, должен действовать механизм стимулирования предприятий, для которых производство продукции на основе золошлаковых материалов является основным видом деятельности.

Кроме того, нужно законодательно закрепить практику применения материалов на основе золы на этапе проектирования объектов, расположенных в радиусе 50 км от золоотвалов. Для Омской области, бедной на ценные природные ресурсы, это особенно актуально. Приведу пример: проект реконструкции Омского нефтезавода предусматривал использование 4 млн тонн песка. При этом объект реконструкции находился всего в 2 км от золоотвала. Применение золы позволило бы, с одной стороны, снизить стоимость строительства, с другой – разгрузить золоотвал и внести вклад в экологическую безопасность.

– Так что, строители не понимают собственной выгоды?

– До сих пор существуют определенные стереотипы в отношении относительно новых стройматериалов на основе золы, хотя они не уступают традиционным, а по определенным показателям и превосходят их. Кроме того, существуют сложившиеся хозяйственно-экономические связи. Не все готовы подвергать их ревизии и допускать конкуренцию.

– «Основа Холдинг» заявляла о существовании инвестпроектов на общую сумму в 560 млн рублей, связанных с расширением производства альтернативных стройматериалов. Как идет их реализация?

– Да, мы готовились, в частности, к строительству второй очереди «Комбината пористых материалов», на котором производятся газобетонные строительные блоки. Но в настоящее время проект пришлось приостановить из-за кризиса строительной отрасли в регионе. Напомню, что на сегодняшний день в Омской области построено более 2 млн квадратных метров жилья и других объектов с использованием золошлаковых материалов. Стоимость строительства при их использовании удалось снизить примерно на 18 %. С оживлением региональной экономики «Основа Холдинг» готова вернуться к реализации инвестпроектов.

https://www.omskinform.ru/news/129160

Опубликовано / Апрель 4, 2019