«Комбинат пористых материалов» открывает строительный сезон

Один из участников золопромышленного кластера успешно реализует деятельность по переработке золошлаковых материалов.

Единственный в Омске производитель газобетонных блоков «Вармит» — ООО «Комбинат пористых материалов» готов к строительному сезону. Сотрудники предприятия перешли на работу в три смены, чтобы удовлетворить возросший спрос клиентов на свою продукцию.

Директор ООО «Комбинат пористых материалов» Николай Пашковский

— Сегодня наше предприятие развивается динамично, — говорит директор ООО «Комбинат пористых материалов» Николай Пашковский. – Учитывая возросший спрос на строительные материалы, завод перешел на круглосуточный режим работы. Наша продукция востребована, поскольку имеет ряд конкурентных преимуществ. Мы готовим только прочный и высококачественный продукт, тщательно контролируя все этапы производства. Основной компонент – зола, что позволяет снизить себестоимость продукции, и делает ее экологичной.

«Комбинат пористых материалов» входит в состав ГК «Основа Холдинг», является одним из участников Ассоциации содействия развитию промышленного кластера по использованию и переработке золошлаковых материалов. Проектная мощность завода – 120 000 куб. м газобетонных блоков в год. Они выпускаются под торговой маркой «Вармит». Строительные материалы, изготавливаемые предприятиями ГК «Основа Холдинг», широко используются при строительстве объектов разных назначений, жилых домов, других социальных объектов, офисных и досуговых центров. Возводимые из этих материалов здания получаются теплыми, долговечными, красивыми и главное экологичными.

Опубликовано / April 17, 2019

При МАСС предложено создать проектный офис для решения проблем переработки золошлаков

Одним из основных вопросов на прошедшем в конце марта Красноярском экономическом форуме стало обсуждение проблем золошлаковых отходов. Организаторами форума, напомним, являются Правительство России и Правительство Красноярского края. Его участники – ведущие мировые экономисты, капитаны российского бизнеса, члены федерального правительства, главы регионов обсуждали на форуме актуальные аспекты конкурентоспособности ключевых секторов экономики, корпораций, регионов, городов и качества государственного регулирования.

Сегодня основную часть электрической и тепловой энергии в регионах Сибири вырабатывают угольные теплоэлектростанции. Из 53 станций объединенной энергетической сети Сибири 45 работают на угле. Подобной высокой концентрации угольной генерации нет ни в одной крупной энергетической сети страны. На золоотвалах сибирских ТЭЦ уже накоплено более 500 млн тонн этих продуктов. Под хранилища занято порядка 4000 га земли. В Сибири, как правило, золоотвалы расположены в пределах муниципальных образований и практически заполнены. Ежегодно площади хранилищ расширяются на 100 га. Решение этой проблемы рассматривали на совместном заседании Советов при полномочном представителе президента РФ в СФО Сергее Меняйло и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). С докладом выступал губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

По словам главы Приангарья, экспертно-консультативным советом МАСС подготовлены предложения для решения проблемы накопления золошлаков. Добавим, часть из них внесена ГК «Основа Холдинг». Так, например, предлагается приоритетное использование золошлаков и материалов, полученных на их основе, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных и железных дорог, для производства легких бетонов и строительных материалов при обязательном создании экономических и налоговых стимулов для их массового использования в строительной отрасли. Также возможно использование золошлаков и материалов на их основе в качестве техногенного грунта для рекультивации оврагов, карьеров, горных выработок, шахт, в промышленном и гражданском строительстве, при послойной консервации полигонов хранения твердых бытовых отходов, в сельском хозяйстве. Как сообщается на сайте правительства Иркутской области, Сергей Меняйло попросил направить ему предложения экспертно-консультационного совета, изложенные в докладе. При этом он подчеркнул, что предложения должны быть реализуемыми, с четкими сроками и ясными источниками финансирования.

По итогам совместного заседания предлагается создать проектный офис МАСС, которому предстоит определить объемы накопленных золошлаков. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем разработать экономические и налоговые меры стимулирования производства и применения золошлаков. В состав проектного офиса также предложено войти специалистам профильных министерств и ведомств – Минстроя России, Минэнерго России, федерального Минприроды и Росавтодора.

Опубликовано / April 12, 2019

Игорь Антропенко: «Губернатор Бурков стал заложником ситуации с «мусорной» реформой». Интервью директора по развитию АО «Основа Холдинг» РИА «Омск-Информ»

Заместитель председателя комитета по экономической политике Законодательного Собрания Омской области считает, что своими непродуманными действиями Минстрой «подложил свинью» под рейтинги главы региона.

– Игорь Александрович, одной из главных проблем региона признан отток населения. Но в последнее время в СМИ заговорили еще и о бегстве предпринимателей из Омской области. В частности, говорят, что Темури Латария может перевести свой «Руском» (бренд «Сибирские колбасы») в Тюмень, владелец сети «Низкоцен» Виктор Шкуренко думает о Кузбассе, а глава «Стройсервиса» Яков Вагнер предпочитает искать контракты в Алтайском крае. Вы, как зампред комитета Законодательного собрания по экономической политике и инвестициям, председатель омского отделения «Деловой России», насколько серьезным считаете масштаб бедствия?

– Статистика вещь упрямая, проблема отрицательной миграции действительно существует. И уезжает в основном экономически активное население. Конечно, в их рядах есть предприниматели. Их отъезд связан, в том числе, с общим снижением покупательской способности и спроса на продукцию. Что касается среднего и крупного бизнеса, то ситуация, когда омские предприниматели работали в других регионах, была и раньше. Вспомним, допустим, огромное предприятие «Мостовик». Оно работало во многих регионах и вообще за пределами России. Я сам, как один из директоров группы компаний «Основа Холдинг», не скрываю, что веду экономическую деятельность не только в Омской области, но и в других субъектах Федерации. Бизнесмены присматривают места для экономической экспансии, это нормально. Так что драматизировать ситуацию и говорить о массовом бегстве предпринимателей я бы не стал.

– А как быть с налогами, ведь омские «экспансионисты» начнут платить их в другом месте?

– Как правило, у каждого бизнесмена есть несколько юридических лиц. Конечно, большее внимание уделяется регионам развития, в которых приходится открывать новое производство. Но о полном прекращении деловой активности на старых площадках обычно речь не идет. Значит, и налоговые отчисления не снижаются.

– Есть мнение, что на деловой активности в Омской области отрицательно сказывается прессинг со стороны различных контролирующих органов.

– Я с этим не согласен. Внимание контрольных органов в бизнесе повсеместно, и в других регионах оно ничуть не меньше. Другое дело, что существует определенная проблема выполнения бизнесменами требований законодательства. Возьмем, например, налоговое администрирование. Никаких новых инструментов в последнее время не вводилось, просто был усилен контроль. Но эти правила действуют на всей территории Российской Федерации. Говорить о каком-то особом отношении силовых структур к омскому бизнесу, на мой взгляд, не совсем правильно.

– Предприниматели не раз высказывали претензии по поводу излишне затянутых в нашем регионе бюрократических процедур, связанных с регистраций предприятий, получением разрешения на строительство и тому подобными вещами. Власти не раз обещали навести порядок. Сдвинулось ли с дело с мертвой точки?

– О серьезных сдвигах говорить рано, но ряд важных шагов навстречу бизнесу действительно сделан. В частности, была принята норма о льготном выкупе земли. Долго о ней говорили, доказывая ее необходимость, и в конце концов с конца прошлого года она стала работать. Упрощена процедура строительства линейных объектов. В прошлом году приняли фактически нулевую ставку налогообложения в отношении движимого имущества предпринимателей. Конечно, нам есть куда расти и чему поучиться у других регионов. Здесь очень важно, чтобы новая управленческая команда губернатора Александра Буркова позитивные практики воспринимала и адаптировала их применительно к Омской области.

– Есть примеры прихода в наш регион серьезных инвесторов? Можно ли к таковым отнести ООО «Магнит» – нового регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами?

– Ситуация с региональным оператором привлекает сегодня всеобщее внимание, звучат ее неоднозначные оценки и критика. Однако если говорить только об отношении власти к бизнесу, то да, это положительный пример эффективного взаимодействия. Исполнительная власть создает для ООО «Магнит» максимально комфортные условия. Стоило «Магниту» заявить о желании построить сортировочный комплекс, тут же было принято решение о реализации крупного инвестиционного проекта в регионе. Такая стремительность снятия барьеров для ведения бизнеса позитивна, но хотелось бы ее распространить на более широкий круг проектов.

– Чем вызвана такая выборочная стремительность?

– Думаю, что изначально было желание поскорее приступить к решению экологической проблемы. Но у меня, как депутата, есть вопросы к подходам. На мой взгляд, министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса, выступавшее модератором конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, должно было проявить заинтересованность в привлечении максимального количества участников. В идеале хотелось бы видеть среди конкурсантов крупные компании федерального уровня, такие как «Лидер», «Еврохим» или группа ВИС. У нас же отбор несколько раз срывался, что создавало нервозность, а в итоге организатор конкурса повысил залоговую планку с 200 до 250 млн рублей. Она и так была выше, чем, допустим, в более богатом Новосибирске.

Согласно ошибочной управленческой логике, высокая планка должна была отсеять несостоятельные компании. Фактически же заградительный барьер способствовал тому, что в конкурсе смогли принять участие только компании, сумевшие на короткий срок привлечь столь большие денежные средства. В результате получили единственную заявку от ООО «Магнит», которое воспользовалось партнерской помощью ЗАО «Экос», зарегистрированного в настоящее время в Екатеринбурге. Впоследствии уже «Магнит» проводил конкурс по отбору перевозчика, и там единственным участником и победителем стал «Экос». Конкурсную документацию, кстати, тоже утвердил региональный Минстрой (с июля 2018 года министерством руководит Антон Заев, выходец из Алтайского края – РИА «Омск-информ»). Считаю, что своими непродуманными действиями профильное министерство «подложило свинью» главе региона.

– Депутатами регионального парламента ситуация с «мусорной» реформой рассматривалась?

– Да. Но если министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов нашел в себе силы выступить перед депутатами и ответить на их настойчивые вопросы, что подкупает, то парламентского часа для министра строительства и ЖКК до сих пор не было, к сожалению. Между тем его роль в формировании системы обращения с отходами намного важнее. Когда проводился конкурс по отбору оператора по обращению с ТКО, существенным условием являлась максимальная стоимость услуг за 10 лет. И такая цифра зафиксирована – 32 млрд рублей с учетом транспортной составляющей.

При организации конкурса на перевозку, который проводил «Магнит» по утвержденным Минстроем параметрам, нужно было очень бдительно подходить к цене услуг. Стоимость услуг по транспортировке, закрепленная по результатам конкурса, – 5,7 млрд рублей за первый год реформы – существенно выше параметров, которые были заложены в приведенную максимальную стоимость услуг регоператора. Повторюсь, неэффективность работы министерства ЖКХ (Минстроя) при проведении процедуры конкурсного отбора привела к принятию экономического решения, которое тяжелым бременем ляжет на население и, на мой взгляд, бумерангом отразится на рейтинге исполнительной власти. Заложником ситуации становится губернатор Александр Бурков, к которому население относится с большой симпатией.

– За бурным обсуждением тарифов на вывоз мусора как-то забывается сам смысл коммунальной реформы, который заключается в общем улучшении экологической ситуации. На золоотвалах городских ТЭЦ скопилось уже порядка 80 млн тонн шлака, что несет потенциальную угрозу здоровью десяткам тысяч омичей. Вы не раз поднимали эту проблему, удается ли привлечь внимание исполнительной власти?

– Нацпроект «Экология» в целом уже сформирован, и в нем места для золы не нашлось, к сожалению. Исполнительная власть проблему признает, но проектам по вовлечению золошлаковых отходов в хозяйственный оборот препятствует существующая нормативная база. Законодательные барьеры нужно снять на федеральном уровне, что развяжет руки регионам. Об этом я говорил, выступая перед членами Экспертного совета комитета Госдумы РФ по энергетике. Убежден, что в России, точно так же, как в соседнем Китае, так же, как в Европе, должен действовать механизм стимулирования предприятий, для которых производство продукции на основе золошлаковых материалов является основным видом деятельности.

Кроме того, нужно законодательно закрепить практику применения материалов на основе золы на этапе проектирования объектов, расположенных в радиусе 50 км от золоотвалов. Для Омской области, бедной на ценные природные ресурсы, это особенно актуально. Приведу пример: проект реконструкции Омского нефтезавода предусматривал использование 4 млн тонн песка. При этом объект реконструкции находился всего в 2 км от золоотвала. Применение золы позволило бы, с одной стороны, снизить стоимость строительства, с другой – разгрузить золоотвал и внести вклад в экологическую безопасность.

– Так что, строители не понимают собственной выгоды?

– До сих пор существуют определенные стереотипы в отношении относительно новых стройматериалов на основе золы, хотя они не уступают традиционным, а по определенным показателям и превосходят их. Кроме того, существуют сложившиеся хозяйственно-экономические связи. Не все готовы подвергать их ревизии и допускать конкуренцию.

– «Основа Холдинг» заявляла о существовании инвестпроектов на общую сумму в 560 млн рублей, связанных с расширением производства альтернативных стройматериалов. Как идет их реализация?

– Да, мы готовились, в частности, к строительству второй очереди «Комбината пористых материалов», на котором производятся газобетонные строительные блоки. Но в настоящее время проект пришлось приостановить из-за кризиса строительной отрасли в регионе. Напомню, что на сегодняшний день в Омской области построено более 2 млн квадратных метров жилья и других объектов с использованием золошлаковых материалов. Стоимость строительства при их использовании удалось снизить примерно на 18 %. С оживлением региональной экономики «Основа Холдинг» готова вернуться к реализации инвестпроектов.

https://www.omskinform.ru/news/129160

Опубликовано / April 4, 2019

В России может появиться новый федеральный проект по золопереработке

Под председательством губернатора Сергея Левченко в правительстве Иркутской области прошло заседание экспертно-консультативного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по экологии и сохранению природного наследия. Одним из ключевых итогов стало принятие протокольного решения совета, в которое были включены предложения, внесенные ГК «Основа Холдинг». В частности, наиболее эффективным способом решения проблемы переработки ЗШМ может стать отдельный федеральный проект «Ликвидация накопленного экологического ущерба от деятельности угольных ТЭС», созданный в рамках нацпроекта «Экология». Благодаря его появлению удастся решить определенные вопросы. А именно, продукция из золошлаковых отходов в приоритетном порядке может быть использована при строительстве, в том числе дорожного полотна, применяться в качестве грунта для рекультивации оврагов, карьеров, в сельском хозяйстве для восстановления земельных угодий.

Руководителям субъектов Российской Федерации, входящих в совет МАСС, также предстоит обобщить свою аналитику. Собрать информацию о проектах реализуемых на их территориях по переработке ЗШМ, разработать меры по поддержке продукции, производимой из золы и рассмотреть возможность финансирования или софинансирования проектов, в которых могут применяться материалы на основе золошлаковых отходов. Эти данные, скорее всего, войдут в единую информационную базу регионов – членов МАСС, что позволит оценить и обобщить опыт сибирских регионов в вопросах переработки и утилизации золошлаковых отходов. Эту работу предстоит выполнить до конца 2019 года.

Отметим, проблема переработки золошлаковых отходов сегодня крайне актуальна. На территории Сибири в хранилищах продуктов сжигания твердого топлива уже накоплено более 500 млн. тонн продуктов сжигания твердого топлива ТЭС. Более того, объем прироста отходов ТЭС составляет 12,7 млн. тонн в год. Для более эффективной работы в Омской области по инициативе ГК «Основа Холдинг» и ряда предприятий в 2017 году создан промышленный кластер по использованию и переработке золошлаковых материалов Омской области. Среди задач кластера – объединение предприятий в кооперативные цепочки, вовлечение представителей органов государственной власти в проблемы переработки и использования ЗШМ, снижение негативного воздействия на окружающую среду и ряд других.

Опубликовано / April 3, 2019

Правление промышленного кластера подвело итоги работы

15 марта прошло заседание правления Ассоциации содействия развитию промышленного кластера по использованию и переработке золошлаковых материалов. Участники обсудили вопросы взаимодействия промышленного кластера с Министерством строительства Омской области и региональным Министерством природных ресурсов и экологии в части законодательных инициатив по использованию и переработке золошлаков, рассмотрели предложения по итогам заседаний экспертного совета при комитете по энергетике Государственной Думы и экспертно-консультационного совета МАСС «Сибирское соглашение». Также члены правления высказались о необходимости создания объединенной лаборатории для проведения исследований качества произведенных в Омске и ввозимых на территорию региона строительных материалов.

Исполнительный директор промышленного кластера по переработке золошлаков Сергей Лекаревич представил отчет об итогах работы кластера за 2018 год.

— Кластер сегодня позволит объединить усилия промышленных предприятий, научно-исследовательских и образовательных учреждений для нескольких целей, — говорит Сергей Лекаревич. – Не только в Омской области, но и в России необходимо создать законодательную базу, которая позволит стимулировать использование золошлаковых материалов в производстве, тем самым решая важный экологической вопрос. На наш взгляд, проблему комплексного решения золопереработки как раз и сдерживает недостаточность нормативно-правовой базы, слабая разработка и внедрение в практику новых инновационных материалов.

Опубликовано / April 2, 2019

Решение важнейших вопросов экологии Сибири обсудили по инициативе МАСС в Иркутске. Выступление гендиректора АО «Основа Холдинг» А.В. Антропенко

Главной темой обсуждения стала организация переработки и использования накопленных золошлаковых отходов, с дальнейшим переходом на малоотходное производство тепла и электроэнергии на угольных ТЭС в регионах Сибири.

В работе Совета приняли участие руководители профильных министерств и ведомств субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, Аппарата полномочного представителя Президента России в СФО, Исполкома МАСС, а также представители крупнейших генерирующих компаний макрорегиона, авторитетные эксперты и ученые.

Своеобразным камертоном представительного заседания стал доклад Председателя экспертно-консультационного совета МА «Сибирское соглашение» по экологии и сохранению природного наследия, Губернатора Иркутской области Сергея Левченко.

По мнению главы Приангарья, рассматриваемые на ЭКС МАСС проблемы крайне актуальны для всех сибиряков, жителей городов и поселков сибирского макрорегиона – на сегодняшний день в хранилищах продуктов сжигания твердого топлива теплоэлектростанций Сибири уже накоплено более 500 млн. тонн продуктов сжигания твердого топлива ТЭС. Более того, объем прироста отходов ТЭС составляет 12,7 млн. тонн в год. Под хранилища золошлаков в границах муниципальных образований занято около 4000 га земельных угодий, и они практически уже заполнены, а темп расширения их площадей составляет до 100 га в год.

Как подчеркнул Сергей Левченко, решение проблемы возможно только при введении в хозяйственный оборот отходов ТЭС в объемах не ниже их годового прироста..

В рамках первого вопроса, посвященного задачам по экологизации угольной тепловой электроэнергетики в Сибирском федеральном округе, вытекающих из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 года и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204: «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с докладом «Перспективы организации производства и эффективного использования золошлаковых материалов в тепловой энергетике в Российской Федерации» выступил исполнительный директор Национальной Ассоциации производителей и потребителей золошлаковых материалов Александр Сименел.

В основной части заседания Экспертно-консультационного совета МАСС своим видением ситуации по решению проблем в части снижения выхода и ликвидации накопленных объемов золошлаковых отходов поделился Председатель Исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников. Им также были представлены предложения МАСС по разработке и реализации межрегионального проекта «Организация переработки и использования накопленных золошлаковых отходов, с дальнейшим переходом на малоотходное производство тепла и электроэнергии на угольных ТЭС в Сибирском федеральном округе».

В свою очередь, согласно утвержденной повестке дня, о практической работе по управлению золошлаками на угольных ТЭС крупнейших предприятиях отрасли в Сибири доложили собравшимся представители ООО «Сибирская генерирующая компания» и ПАО «Иркутскэнерго».

И наконец об успешном опыте своего предприятия по использованию золошлаковых материалов на объектах народного хозяйства с применением наилучших доступных технологий в производстве ЗШМ участникам заседания ЭКС МАСС рассказал гендиректор АО «Основа Холдинг» А.В. Антропенко.

Итогом заседания Экспертно-консультационного совета МАСС по экологии и сохранению природного наследия в столице Приангарья стало принятие резолюции, которая призвана определить пути решения проблемы введения в хозяйственный оборот отходов угольных теплоэлектростанций Сибири.

 

Источник: http://www.sibacc.nsk.su/publications/publication/916/307656/

Опубликовано / February 24, 2019

Комментарий И.А. Антропенко по заседанию Экспертного Совета в Госдуме

18 февраля в Государственной Думе РФ состоялось заседание Экспертного Совета при Комитете Госдумы по энергетике. Мероприятие было посвящено законодательному регулированию переработки золошлаков угольных ТЭЦ. Председателем заседания был глава думского Комитета П.Н. Завальный.
Директор по развитию АО «Основа Холдинг», депутат Законодательного Собрания Омской области И.А. Антропенко принял участие в заседании и выступил с докладом. Его впечатления о мероприятии и мнение о перспективах развития отрасли – в комментарии для сайта АО «Основа Холдинг».

– Игорь Александрович, как Вам прошедшее совещание в Госдуме? Это не первое подобное обсуждение, есть ли какие-то отличия от предыдущих?
– Госдума предыдущего созыва занималась данной проблемой, но так и не вышла на уровень серьёзных изменений. Сейчас ситуация иная.
Прошедший Экспертный Совет обозначил всплеск интереса к проблеме переработки золы. Подведён предварительный итог большой работе.
Будут готовиться изменения в ФЗ «О недрах», позволяющие использовать крупнотоннажное использование золы для отсыпки, исправления неудобий, заполнения заброшенных шахт и т.д. Они будут приняты на весенней сессии Госдумы. Это в первую очередь выгодно Кемеровской области, но и другим регионам тоже.
ФЗ № 89 «Об обращении с отходами» будет также дорабатываться. Он посвящён лишь твёрдым коммунальным отходам (ТКО). Получается, промышленные отходы необходимо либо добавить в данный закон, либо прописать в отдельном.
Приняты итоговые рекомендации, которые будут адресованы трём субъектам: Правительству РФ, руководству субъектов РФ, руководителям энергетических компаний, имеющих угольные генерации. Подразумевается широкий спектр мероприятий. Итогом должен, на мой взгляд, стать комплексный план поддержки государством компаний, перерабатывающих ЗШМ.
Регионам рекомендуется разработать планы по переработке золы, формированию регионального рынка золошлаков. Это может стать революционным нововведением.
Позиция Минэнерго очень активна, ведомство выступило модератором целой группы предложений. Показателен системный подход ведомства.

– На что ещё можно рассчитывать отрасли?
– Произошёл, наконец, переход в терминологии – от «золошлаковых отходов» к «золошлаковым материалам». Это упростит их крупнотоннажное использование.
Я рассчитываю на появление в ближайшее время Постановления Правительства РФ с комплексным планом мероприятий по работе с ЗШМ. Это позволит создать законодательную базу для дальнейшего развития. Чем мы хуже Китая или Индии, которые уже добились успехов в этом направлении?
ЗШМ сейчас – как ребёнок-сирота, ими никто отдельно не занимается. Министр природных ресурсов Омкой области сконцентрирован на ТКО. А ЗШМ занимаются в основном отдельные «Кулибины»-изобретатели. Но такая работ должна быть поддержана, в том числе технологически. Иными словами, здесь должен быть применён тот же подход, что и с попутным газом в нефтедобыче. Проблема была решена в весьма короткие сроки после того, как ею занялись.
Когда мы говорим об использовании ЗШМ, то в первую очередь необходимо вести речь именно о крупнотоннажном использовании – в дорожном строительстве, в исправлении неудобий. Это наиболее эффективный способ решения проблемы миллиардов тонн накопленной золы. На заседании был отмечено, что планируется концентрироваться именно на этом. К тому же такой подход позволит сэкономить соответствующий объём природных ресурсов (песка, гравия и т.д.).
Было анонсировано участие в мероприятии Минстроя РФ, но его представителей не было, место за столом пустовало, как и место представителя ФАС. Это показательно.

– Какого мнения об этих планах придерживаются генерирующие компании – те, кто «создаёт» золу?
– Этот Экспертный совет отличался от предыдущих тем, что налицо был консенсус всех участников в отношении проблемы.
Необходим сбалансированный подход – сочетание «кнута» и «пряника». Угольная генерация должна быть конкурентоспособна. Важно не перейти грань, иначе она будет загнана в убыток, который в итоге будет переложен на потребителя.
Так, КНР в 2000-е гг. комплексно применила и налоговые меры, и экологические платежи, и другие меры. В итоге угольная генерация там и эффективна, и достаточно экологична.
Нам пока есть куда развиваться. РФ перерабатывает 6% ЗШМ, ЕС – до 100%. До решения проблемы пока далеко, точку ставить рано, но необходимо последовательно двигаться к решению.
На Экспертном совете был отмечен опыт Омской области, нашего промышленного Кластера по переработке золы, наработки компании «Основа Холдинг».
У рынка ЗШМ – большой потенциал. И по мере его развития внедренческий опыт «Основы Холдинг» будет полезен для таких компаний, как «Русгидро», «Мечел» и других.

– Игорь Александрович, спасибо за комментарий.

Опубликовано / February 20, 2019

Комментарий С.С. Лекаревича по борьбе с контрафактом на рынке стройматериалов

Россия последовательно движется в сторону «очищения» рынка стройматериалов от контрафактной и некачественной продукции.

В прошлом году РСПП провёл круглый стол на тему «О проекте технического регламента «О безопасности строительной продукции». По данным Национального объединения производителей строительных материалов, по некоторым видам стройматериалов доля контрафакта и фальсификата на рынке может достигать 50%. Участники круглого стола высказались за принятие регламента, отметив, что это вопрос не только прибыли ответственных производителей, но и безопасности граждан.

В конце прошлого года в рамках IV Ежегодного форума «Антиконтрафакт – 2018»Евразийская экономическая комиссия предложила ввести маркировку стройматериалов для более эффективной борьбы с контрафактом. Участники форума заявили, что подобный механизм будет полезным, в частности, на рынке строительных смесей.

Заместитель генерального директора АО «Основа Холдинг», исполнительный директор промышленного Кластера по переработке золошлаков Сергей Лекаревич прокомментировал ситуацию.

– Проблема очень серьёзная. Добросовестные производители стройматериалов страдают от засилья поддельной продукции, поставщики которой, по сути, занимаются демпингом. Наша продукция – экологические стройматериалы – заметно дешевле и качественнее традиционных материалов. Однако конкурировать с подделками куда более низкой цены и качества она по определению не может. Такая недобросовестная конкуренция лишает нормальных производителей прибыли и мотивации дальше совершенствовать технологии. А это значит и снижение налоговых поступлений в бюджет региона. А для покупателей это риск жизни и здоровью. Такие поддельные стройматериалы, во-первых, могут изготавливаться из вредного сырья, во-вторых, некачественны и могут привести к печальным последствиям – например, обрушению стены.

Необходима государственная защита добросовестных производителей – через маркировку, сертификацию, поощрение местных производителей.

 

Источники:

https://www.osmexpo.ru/ru/mediacenter/industry-news/7159/

http://eec.eaeunion.org/ru/nae/news/Pages/21-11-2018-2.aspx

Опубликовано / February 18, 2019

Комментарий С.С. Лекаревича по ситуации на строительном рынке Омской области

Единый реестр застройщиков обновил данные по ведущим застройщикам в регионах. Так, по каждому субъекту РФ размещены данные по «топу» строительных компаний на 1 февраля 2019 г. Регионы заметно отличаются друг от друга как по общему объёму строительства, так и по структуре строительной отрасли. Особенно интересен такой показатель, как соотношение местных компаний и «варягов».

Заместитель генерального директора АО «Основа Холдинг», исполнительный директор промышленного Кластера по переработке золошлаков Сергей Лекаревич прокомментировал ситуацию.

– Мы работаем не только в Омской, но и в Тюменской области. Хотел бы сравнить эти два региона. Топ застройщиков у Тюмени – сплошь местные компании. Это результат целенаправленной политики региональной власти, которая всячески поощряет местного производителя. Неоднократно мы почти выигрывали контракты, но в итоге уступали местным, так как это позиция тюменского руководства – в первую очередь отдавать заказы «своим». Я считаю, это очень правильная мера.

Если же мы посмотрим на список застройщиков Омкой области, то уже в топ-5 встретим тюменскую компанию. На данный момент говорить о тотальном засилье «чужаков» нельзя, но, полагаю, это вызвано во многом стагнацией строительства в нашей области. Когда начнётся рост – они сразу придут. Я считаю, что нашему региону в данный момент не хватает более жёсткой и активной политики по поддержке местного бизнеса, который здесь платит налоги, создаёт рабочие места. У нашей области серьёзный потенциал, необходимо его задействовать по примеру наших соседей.

 

Источник:

https://erzrf.ru/top-zastroyshchikov/omskaya-oblast?topType=0&date=190201

 

Опубликовано / February 13, 2019

«Строительная газета»: Для реализации нацпроекта строителей обеспечат материалами и техникой

Пятого февраля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел в подмосковной Щербинке совещание, посвященное выпуску промышленной продукции, необходимой для реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». В ходе мероприятия глава правительства назвал ряд мер, которые планируется принять в части обеспечения застройщиков строительными материалами, а также техникой и оборудованием. Свои предложения на эту тему высказали главы Минстроя и Минпромторга.

В начале заседания глава правительства напомнил, что в рамках нацпроекта предстоит добиться того, чтобы ежегодно 5 млн семей могли улучшать свои жилищные условия. По словам главы правительства, эта сложная задача требует комплексного подхода на всех уровнях, напряженной работы строительного сектора и весьма значительных вложений от государства — порядка 1 трлн рублей до конца 2024 года. «На что хочу обратить внимание? То, что мы задаем такие темпы строительства, не должно влиять на качество зданий, их безопасность, — отметил Дмитрий Медведев. — Поэтому у застройщиков должно быть все необходимое: подъемные краны, другие машины, лифты, вентиляционные системы, я уже не говорю о стройматериалах, это понятно. При этом, с учетом нашего курса на импортозамещение, это должно быть российским». Как отметил премьер, с 2016 года в стране почти в два раза выросло производство строительно-дорожной, коммунальной и прицепной техники. Добиться этого удалось во многом благодаря мерам господдержки, в том числе льготному лизингу. Этот механизм позволяет покупателям получать технику со скидкой в 10-15%. Сейчас, по словам премьера, нужно обратить внимание на парк крановой техники, насчитывающий около 115 тыс. машин, большая часть из которых старше 10 лет.

«Мы должны обновить парк кранов и грузоподъемных машин и обеспечить производителей такой техники заказами», — подчеркнул премьер-министр. Говоря о промышленности стройматериалов, глава правительства отметил значительное снижение зависимости стройотрасли от зарубежных технологий, оборудования и сырьевых компонентов. «Уровень импорта не превышает 4%, мы уверенно наращиваем экспорт, — сообщил Дмитрий Медведев. — Тем не менее, предприятия, которые занимаются стройматериалами, у нас загружены приблизительно наполовину — от 45 до 65%. Цель по нацпроекту — 120 млн кв. м в год — позволит выйти на загрузку под 80%. У отрасли огромный потенциал, нужно использовать его по максимуму, а для этого также нужны меры стимулирования».

Важной премьер-министр считает и тему лифтового оборудования. Потребность в лифтах составляет около 40 тыс. штук в год: 30 тыс. — на оснащение новостроек и порядка 10 тыс. — на обновление лифтового парка. По данным правительства, около 70% ежегодно вводимых в стране лифтов сделано отечественными производителями, а 30% — иностранными. Однако, как отметил Медведев, отечественные заводы не загружены в полной мере, поэтому нужно стимулировать спрос на продукцию российского производства, устраняя недобросовестную конкуренцию.

Готовы производить

О наработках Минпромторга, направленных на успешную реализацию нацпроекта, в ходе совещания доложил глава ведомства Денис Мантуров. По его словам, министерство основной акцент делает на индустрии строительных материалов, которую планируется развивать, прежде всего, за счет внедрения новых материалов. Параллельно, по словам Мантурова, будет продолжаться внедрение механизма подтверждения соответствия. По данным министерства, этот механизм действует уже в отношении цемента, радиаторов отопления, теплоизоляционных материалов, сухих смесей и растворов. В перспективе эту практику планируется распространить на более широкую номенклатуру стройматериалов. «Соответствующее постановление внесем в правительство в ближайшее время, — сказал министр. — Для наглядности эффективности такой меры могу привести пример по цементу: за два года количество не соответствующей стандарту продукции снизилось на 50%».

Касаясь вопроса оснащения домов необходимым оборудованием, министр отметил готовность отечественных предприятий полностью обеспечить потребность в счетчиках газа, воды, тепла и электроэнергии. В части лифтового хозяйства руководитель Минпромторга обратил внимание на практику установки и обслуживания лифтов организациями, специалисты которых не авторизованы производителями. «Мы считаем необходимым нормативно закрепить требования участия заводов в аттестации специализированных монтажных организаций в целях обеспечения качества безопасности при установке, ремонтах и замене такого оборудования», — сказал Денис Мантуров. При этом он отметил, что у этой отрасли есть не только внутренний, но и экспортный потенциал.

Говоря о строительно-дорожной технике, глава Минпромторга подтвердил, что наиболее востребованным инструментом у бизнеса является льготный лизинг. Для реализации нацпроекта по жилью данная мера, по его словам, будет использоваться в рамках единого механизма поддержки лизинга, который сейчас модернизируется. Также в ведомстве считают необходимым донастроить регулирование по государственным закупкам строительной и дорожной техники: «Несмотря на то, что по ряду позиций у нас уже действует прямой запрет на закупку импортных машин, зачастую его обходят через приобретение услуг, — сказал глава Минпромторга. — В связи с этим мы уже внесли в правительство предложение распространить действие ограничений на лизинг. Считаем целесообразным аналогичный подход реализовать в отношении всех услуг, осуществляемых с использованием строительно-дорожной техники».

«Что касается менее масштабных сегментов, которые также будут задействованы в нацпроекте, таких как климатическое оборудование, кабельные и инженерные сети, светотехника, — всю необходимую номенклатуру мы уже сегодня научились производить и производим, — сообщил Мантуров. — Тем самым наша промышленность фактически полностью готова выполнить заказы в рамках нацпроекта. Для этого необходимо предусмотреть механизмы приоритетного использования российских материалов и оборудования».

Эффект техрегулирования

В свою очередь, глава Минстроя Владимир Якушев сообщил, что при подготовке паспорта национального проекта была проведена оценка мощностей строительной индустрии. По словам министра, запас прочности у отечественной промышленности есть. «Но перед нами стоит очень важная задача: мы должны строить не просто квадратные метры, а качественное жилье с помощью внедрения передовых технологий и ограничения использования устаревших технологий в проектировании и строительстве», — отметил Владимир Якушев.

По словам министра, в ходе работы, которая ведется уже несколько лет, удалось обеспечить возврат науки в техническое нормирование строительства. Более 90 новых параметров, методик, расчетных положений были получены в результате прикладных научных исследований и вошли в нормативную базу в 2016-2018 годах. Теперь эту работу необходимо продолжить в рамках национального проекта, актуализировав и разработав заново более 700 нормативно-технических документов.

Министр привел пример эффективности качественно подготовленного документа в рамках технического регулирования: переход на высокотехнологичное энергоэффективное низкоэмиссионное стекло (СНиП «Тепловая защита зданий»). «Мы также получили серьезный эффект от выхода на экспорт наших предприятий, которые производят такую продукцию, — сообщил Владимир Якушев. — Если в 2013 году мы импортировали на 43% больше, чем продавали за рубеж, то уже в 2017 году экспорт превысил импорт практически в семь раз. И нужно сказать, что сегодня большая часть данной продукции экспортируется именно в страны Западной Европы. Это прямая связь, когда техническое регулирование Минстроя дает такой серьезный результат». Глава ведомства выразил надежду, что сотрудничество в этой области с Минпромторгом в будущем будет давать такой эффект.

Еще одним важным аспектом Владимир Якушев считает создание государственных информационных систем, которые, в частности, позволяют формировать заказ для промышленности. Одна из таких систем — Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (ЕГРЗ) — дает массив данных, по которым можно определить, на какие строительные материалы ориентируются заказчики. Другая автоматизированная система — «Реформа ЖКХ», которую ведет Фонд содействия реформированию ЖКХ — показывает объемы и точки проведения капитального ремонта жилых домов. Кроме того, постепенно наполняется информацией ФГИС ЦС (Государственная информационная система ценообразования в строительстве), из которой понятно, где применяются стройматериалы отечественного производства, а где много импорта. «Все это позволяет влиять на ситуацию», — подчеркнул министр, добавив, что вышеупомянутые системы должны координироваться с ГИСП (Государственная информационная система промышленности), которую ведет Минпромторг.

Говоря о лифтовом хозяйстве, глава Минстроя сообщил, что доля импортной продукции в этой сфере постепенно снижается. Сейчас она составляет 28% против 38% в 2014 году. Увеличению ввода новых лифтов, по словам Владимира Якушева, способствует запущенная с 2008 года программа, предусматривающая замену подъемников в ходе капремонта. За это время заменено 78,1 тыс. лифтов, а объем ежегодной замены лифтов вырос в шесть раз. Чтобы положительная динамика в этой сфере нарастала, по оценке Минстроя и Минпромторга, нужно запускать механизмы прямой закупки у заводов-производителей, убирая многочисленных посредников, а также запустить процесс аттестации организаций, которые осуществляют наладку лифтового оборудования, что повысит объем прямых закупок у производителя.

Источник: http://www.minstroyrf.ru/press/stroitelnaya-gazeta-dlya-realizatsii-natsproekta-stroiteley-obespechat-materialami-i-tekhnikoy/

Опубликовано / February 12, 2019