Переработка отходов. Правительство Кузбасса рассматривает возможность использования золошлаков в дорожной отрасли

Первый заместитель губернатора Вячеслав Телегин провел рабочее совещание с представителями Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Совещание было посвящено вопросам сотрудничества между Правительством региона и МАДИ по использованию золошлаковых отходов электростанций Кузбасса в дорожном строительстве.

«Применение золошлаковых материалов не только экономит природные ресурсы и сохраняет окружающую среду, но и существенно повышает качество, снижает себестоимость производства, повышает долговечность эксплуатации, например, автомобильных дорог», — отметил первый заместитель губернатора на совещании 16 июля.

Вячеслав Телегин подчеркнул, что у Кузбасса уже есть некоторых опыт по вторичному использованию золошлаков, но пока их доля несоизмеримо мала по сравнению с количеством отходов, направляемых на размещение. Так, с 2017 года в Новокузнецке энергетики реализуют проект по рекультивации горных отводов ликвидированной шахты в Орджоникидзевском районе. Используют золошлаковые материалы от Кузнецкой ТЭЦ, чтобы в дальнейшем предотвратить оползневые и эрозионные процессы на рекультивируемых землях. Проект рассчитан на шесть лет — до 2022 года. За этот период планируется произвести и вывезти около 1,5 млн кубометров произведенных материалов. На территории Беловской ГРЭС работает ПО «Специальные материалы».

На нем после переработки золошлаковых отходов от сжигания угля на кузбасских ТЭЦ и ГРЭС СГК получают уникальные алюмосиликатные микросферы, востребованные в самых разных отраслях промышленности как в России, так и за рубежом. Золошлаковыми материалами рекультивированы земли законсервированных золоотвалов двух электростанций СГК — Томь-Усинской ГРЭС и Беловской ГРЭС. Удалось восстановить внушительную площадь земель. Подобные проекты по рекультивации сейчас разрабатываются для Кемеровской ТЭЦ и Ново-Кемеровской ТЭЦ. «В развитых зарубежных странах уровень использования золошлаков достигает 50-100% от их текущего выхода. Китай вовлекает в оборот 80%, Япония — 96%, страны Евросоюза — 98%, США — 46%.

Самое высокое здание в мире Бурдж-Халифа в ОАЭ построено с использованием золошлаковых материалов», — почеркнул первый замгубернатора. Ежегодно на электростанциях Кузбасского филиала Сибирской генерирующей компании (СГК) образуется 1,5 млн тонн золошлаковых отходов, за прошлые годы накопились 87 млн тонн. Эти отходы могут применяться при строительстве дорог, производстве цемента, других строительных материалов и в качестве техногенного грунта для рекультивации горных выработок. Для большинства производств требуется сухой материал, а в золоотвале он всегда влажный, поэтому в СГК разработали технологию по обезвоживанию золошлаковых отходов. Пробы получаемых золошлаковых материалов прошли необходимые лабораторные исследования и экспертизы: на содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, на соответствие нормам радиационной безопасности, микробиологических, агрохимических показателей.

Золошлаковые материалы идентифицируются как грунт антропогенного происхождения. Технологические регламенты получения таких материалов одобрены управлением Росприроднадзора по региону и соответствуют требованиям природоохранного законодательства РФ. «Сегодня в Кузбассе активно идут дорожные работы и строительство. Поэтому мы сотрудничаем с МАДИ. Сегодня мы решили, что до августа 2020 года университет завершит разработку рецептуры специально для Кузбасса и представит образцы, которые вместе с властями оценят эксперты и опытные дорожники. Если предложенная специалистами МАДИ технология подойдет региону по всем параметрам, можно будет думать о промышленных масштабах использования золошлаков», — подытожил Вячеслав Телегин.

Опубликовано / Июль 21, 2020